Официально поставленная задача руководством Республики Узбекистан  — создание благоприятного инвестиционного климата и деловой среды. Переводя на простой язык — власти республики заинтересованы в привлечении частных инвестиций и зарубежного капитала. Для этого нужно было упростить обмен валюты и отменить ограничительные меры на финансовом рынке. Реформа нацелена на то, чтобы сделать экономику более открытой, менее зарегулированной и улучшить бизнес-климат.

При этом надо понимать, что реформа валютной политики — лишь часть системных изменений в самых разных секторах экономики, курс на которые уже провозглашен руководством страны. Замечательно то, что за этой реформой и параллельно с ней идет либерализация внешнеэкономической деятельности, либерализация банковской деятельности, меры по уменьшению административных барьеров ведения бизнеса.

Но то, что системные экономические реформы начинаются именно в сфере валютного обращения, вполне объяснимо и закономерно, так как на проблему конвертации завязано множество других экономических моментов. Многие экономические реформы просто невозможно проводить без введения свободной конвертации национальной валюты.

Основной причиной принятия Мер по либерализации валютного рынка Узбекистана послужило наличие ряда проблем и недостатков, которые сдерживали рост экспортного потенциала страны, улучшение деловой среды и инвестиционного климата, привлечение иностранных инвестиций, в частности:

  • чрезмерное административное вмешательство в валютное регулирование, наличие системы льгот и преференций для отдельных отраслей экономики и хозяйствующих субъектов при осуществлении внешнеторговой деятельности обусловило создание неравных условий ведения бизнеса среди субъектов предпринимательства и возникновение параллельного рынка иностранной валюты и обменного курса;
  • снижение стимулирующей роли курсовой политики во внешней торговле ухудшило ценовую конкурентоспособность товаров и услуг отечественных производителей на внешних и внутреннем рынках.
  • Исходя, из вышеуказанных причин и созревшегося в стране почв был принять Указ Президента Республики Узбекистан от 2 сентября 2017 года №УП-5177 «О первоочередных мерах по либерализации валютной политики» (далее – Указ)

В соответствии с Указом, юридические лица с 05.09.2017 г. смогут свободно конвертировать в банках собственные средства в иностранную валюту без ограничений для совершения текущих международных операций, включая импорт товаров, работ и услуг, репатриацию прибыли, погашение кредитов, выплату командировочных расходов и другие переводы неторгового характера.

Указом гарантируется свободная покупка и продажа иностранной валюты юридическими и физическими лицами в банках для совершения текущих международных операций.

Следует отметить, что в последние годы сделано многое для стимулирования экспортеров, а именно, предоставлены многочисленные льготы по налогам и другим обязательным платежам, сокращены многие процедуры для ведения экспортной деятельности. Несмотря на наличие многочисленных льгот, процедура обязательной продажи являлся главным препятствием для экспортера, так как он лишал возможности свободно распоряжаться всей экспортной выручкой, что не соответствовал проводимой политике по поддержке экспорта.

Указом президента обязательная продажа части валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг), полностью отменяется для всех предприятий-экспортеров независимо от их форм собственности и экспортируемой продукции.

Кроме этого в стране уже действует определенные налоговые льготы для иностранных инвесторов.

В частности в соответствии с Положением о порядке применения налоговых льгот для предприятий, привлекающих прямые частные иностранные инвестиции (МЮ 26.08.2016 г. N 2822) к предприятиям, привлекающим прямые частные иностранные инвестиции, специализирующимся на производстве продукции в отраслях экономики по перечню согласно приложению 1 к данному Положению (далее — предприятия), освобождаются от уплаты:

  • налога на прибыль юридических лиц;
  • налога на имущество;
  • налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры;
  • единого налогового платежа;
  • обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд.

В соответствии с пунктом данного Положения налоговые льготы, указанные в пункте 1:

а) предоставляются при объеме прямых частных иностранных инвестиций, равном (эквивалентном):

  1. от 300 тыс. долларов США до 3 млн долларов США включительно — сроком на 3 года;
  2. свыше 3 млн долларов США до 10 млн долларов США включительно — сроком на 5 лет;
  3. свыше 10 млн долларов США — сроком на 7 лет.

В условиях либерализации валютной политики особое значение приобретает необходимость контролирования возможных рисков для обеспечения стабильности банковской системы.

Стабильность банковской системы важна не только с позиции удовлетворения спроса клиентов на иностранную валюту, но и с позиции ожидаемых качественных изменений в структуре кредитного портфеля, депозитной базы и оказываемых услуг.

В этой связи устойчивость банковской системы будет обеспечиваться посредством дальнейшего поддержания уровня капитализации коммерческих банков, усиления пруденциального надзора, а также других упреждающих мер по нейтрализации возможных негативных последствий либерализации валютной политики.

Согласно с Указом также предусматриваются:

  • внедрение временного порядка, согласно которому финансовый результат хозяйствующих субъектов, полученный в результате переоценки средств в иностранной валюте на счетах, не включается в налогооблагаемую базу;
  • разработка дополнительных мер по финансовой поддержке базовых отраслей экономики, включая совершенствование их налогообложения, а также реструктуризацию кредитов Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан и банков.

Либерализация валютной политики, по оценке Международного валютного фонда, окажет существенное положительное влияние в средней и долгосрочной перспективе на создание рабочих мест и темпы экономического роста.